ФЭНДОМ

Природные материалыПравить

(в скобках - Микротвердость на приборе ПМТ-3, 1000 МПа)

Алмаз природный (86-100) представляет собой прозрачный минерал, состоящий из кристаллов одной из аллотропических форм углерода с небольшим количеством примесей. Обладает наивысшей твердостью, хорошей теплопроводностью, малыми коэффициентами линейного и объемного расширения, низкой адгезией к большинству конструкционных материалов, за исключением железа и сплавов на его основе. Его недостатки - хрупкость, анизотропия ( прочность кристалла в различных направлениях изменяется в 500 раз ) и невысокая термостойкость на воздухе - около 700 °С (вследствие взаимодействия с кислородом). Отличается универсальностью в применении.

Корунд (19-22) - модификация окиси алюминия (Al2O3). Применяется обычно в виде абразивных зерен для полирования стекла и металлов.

Наждак (19-22) - содержит корунд (10...30%), связанный с минералами магнетитом, гематитом или шпинелью. Используется, как и корунд.

Гранат (13-16) - представляет собой группу минералов, преимущественно альмандин и пироп. Шлифзерно и шлифпорошки из них применяют при изготовлении шкурок для обработки древесины, кожи, пластмасс, стекла.

Кремень (10-11) - является природным материалом на основе окиси кремния (свыше 90%). Применяется для изготовления шкурок или в виде свободных зерен при обработке резины, пластмасс, древесины.

Искусственные материалыПравить

Алмаз синтетический (53-96) - получают из графита при высокой температуре и давлении. По своим свойствам и назначению близок к природному.

Эльбор (80-100) - синтетический материал на основе кубического нитрида бора (BN) и примесей в виде окислов бора, алюминия и др. (до 20%). По своим технологическим свойствам приближается к алмазу, имеет высокую химическую устойчивость. По назначению универсален.

Карбид бора (40-45) - состоит из 84...93% BC. Отличается высокой хрупкостью, вследствие чего применяется в виде свободных зерен или паст.

Карбид кремния (33-36) - состоит из модификации SiС. В зависимости от количества примесей выпускается в виде зеленого (с наименьшим количеством примесей) и черного, имеющего пониженные технологические свойства. Зеленый карбид кремния универсален в применении, черный идет на изготовление абразивного инструмента для обработки неметаллических материалов.

Электрокорунд (19-22) - искусственный корунд, выпускаемый в виде различных модификаций: - нормального с содержанием 93...95% окиси алюминия; - белого с содержанием 98...99% окиси алюминия; - легированного хромом и титаном (хромистый, титанистый, хромотитанистый) для повышения абразивных свойств; - циркониевого с добавками окиси циркония, что существенно улучшает работоспособность инструмента, особенно на черновых операциях.

Монокорунд (23-24) - состоит из технически чистой окиси алюминия, обладает высокими механическими и режущими свойствами, вследствие чего применяется для обработки труднообрабатываемых материалов.

Сферокорунд (20-21) - имеет вид полых сфер и применяется для обработки мягких материалов.

Натуральные абразивные камниПравить

Натуральные японские водяные камниПравить

(работать с водой) Высококачественные натуральные камни становятся редкими и дорогими, потому что их залежи разрабатывали в течение сотен лет. В состав самых распространенных искусственных абразивов входит окись алюминия, но в некоторых случаях присутствует также керамика и карбид кремния. Обильное количество жидкости для водяного камня очень важно.

НовакулитыПравить

Бельгийский камень

Турецкий камень (мыльный камень)

Тюрингский камень (тюрингский шифер)

Арканзаский камень (Виды: Soft, Hard, True Hard, Black Hard, Translucent Hard)

Белоречит

Французский геолог Р. Кордье назвал группу горных пород, состоящих из мелкозернистых кремнистых сланцев с абразивными свойствами, новакулитами, то есть бритвенными камнями (от лат. novacula — «бритва» и греч. литое — «камень»).

Название прижилось и — случай беспрецедентный в петрографии — распространилось на группы точильных камней различного минерального состава: на слюдистые сланцы с зернами гранатов, пористые халцедоны, глинистые сланцы с кварцем и другие породы. Объединяют их только абразивные свойства и мелкозернистая структура.

Гранатовые абразивы издавна были широко известны в Европе. Наилучший из них — бельгийский камень, тонкозернистый мусковитовый сланец, содержащий чрезвычайно мелкие зерна гранатов: в одном кубическом миллиметре породы до 100 тысяч таких зерен.

К новакулитам причислены также глинистые сланцы с кварцем из Тюрингии — тюрингский шифер, слюдистые сланцы с кварцем из Нью-Гэмпшира и Вермонта, халцедоновый абразив из штата Миссури. На юге Европы и на Ближнем Востоке издавна известен еще один новакулитовый абразив — турецкий камень. Он действительно добывается в Турции, недалеко от Измира. Турецкий камень состоит из мельчайших зерен кварца, сцементированных кальцитом. Любопытно, что бело-серый точильный камень называли турецким только за пределами Турции. А в Турции его называют масляным, как и бельгийский камень в Бельгии, как арканзас в Северной Америке.

Считается, что бельгийский сланец ~6000-8000 грит (современные грубее, старые - тоньше), а хороший тюрингский сланец ~10000-12000 грит.

брусочки из новакулитов:

  1. "бельгийский камень" - сланец, содержащий зерна гранатов (телесного цвета)
  2. "турецкий камень" - зерна кварца, сцементированные кальцитом (бело-серого цвета)
  3. тюрингский шифер (сланец) - черный как ночь : )
  4. "арканзас"

Существует только 4 добытчика на месторождении Арканзаса –

  • Dan's
  • Hall's
  • Norton, нынче принадлежит французам
  • Smith’s

(Был еще Пайк - ныне почивший. Самый лучший карьер был у Пайка, который потом перешёл к Нортон. запасы сырья в карьерах секрет - так как военная тайна в прямом смысле).

Примерная зернистость "арканзасов" (grits)

  • Washita 400-600
  • Soft 600-800
  • Hard 800-1000
  • True Hard 1200-2000
  • Black 2000-3000
  • Translucent 3000-8000